ВашиБеседки.ру / Козырьки / Вы сейчас просматриваете:

Конструктивные особенности козырька на крышу дома

Для продления срока службы стен, цоколя и отмостки частного дома необходимо предусмотреть защиту, минимизирующую негативное воздействие на эти элементы со стороны атмосферных осадков. Такой защитой является карнизный свес или козырек кровли — консольная часть крыши, вынесенная далее наружной поверхности стен. Этот же элемент предотвращает повреждения оконных карнизов падающим с крыши снегом или обломками льда, а при наличии подшивки способствует лучшей теплоизоляции здания. Большую роль козырек крыши играет и с точки зрения эстетики, завершая архитектурную композицию и придавая всей постройке гармоничный и пропорциональный вид.

консольная часть крыши дома
На фото защитный карнизный свес

Ширина карнизного свеса

В датированных 60-ми годами прошлого столетия строительных нормах и правилах — важнейшем для строителей и архитекторов нормативном документе — ширина козырька крыши строго оговаривалась и составляла в зависимости от этажности здания от 300 до 600 мм. Позже эти требования были изъяты и ширину свеса стали принимать, исходя из архитектурных соображений и практического опыта. В настоящее время при строительстве частных и многоквартирных домов сооружают козырьки шириной от 300 до 1200 мм, при этом для малоэтажных построек наиболее распространенными являются свесы шириной в 600 мм. Козырек крыши делают более широким, если:

  • Здание имеет большое количество этажей
  • Кровля является пологой (вода стекает с меньшей скоростью, чем с крутой крыши)
  • Постройка находится в регионе с дождливым климатом.

Существуют и факторы, заставляющие уменьшать ширину карнизного навеса либо предусматривать для него дополнительные опоры:

  • Значительный вес кровельного пирога
  • Частые и обильные снегопады, характерные для региона строительства.

Большое значение имеет то, из какого материала построены стены. Так, козырьки на крышу деревянного частного дома рекомендуют делать шириной в 550 мм и более, кирпичного или бетонного — до 500 мм.

Разновидности кровельных козырьков

  • Фронтальный свес
фронтальный свес кровли
На фото показана отделка фронтального свеса

Этот элемент характерен для двускатных конструкций, он представляет собой выпуск крыши со стороны фронтона здания. Если на эту же сторону приходится и фасад постройки, ширину фронтона крыши в этом месте увеличивают.

Опорой для свеса в данном случае являются выступающие части конькового бруса и мауэрлата с опирающейся на них дополнительной стропильной ногой. Если же мауэрлат и коньковый прогон не имеют консолей со стороны фронтона, а кровельный пирог не является слишком тяжелым, фронтальный свес, выполненный из карнизной доски, можно закрепить на выпущенной обрешетке. С точки зрения архитектуры и стиля это не совсем удачное решение, поэтому чаще всего так поступают в тех случаях, когда необходимость в устройстве свеса проявилась уже после возведения частного дома.

В старинной архитектуре как российских, так и европейских городов часто можно наблюдать здания, в которых высота фронтона значительно превышает уровень кровли. В те времена этот архитектурный стиль был, как любят говорить сегодня, «в тренде» и фронтальный свес у такой крыши отсутствовал вовсе.

  • Боковой свес
боковой свес кровли
На фото показана отдела бокового свеса

Данный элемент крыши частного дома часто называют карнизным выступом или просто карнизом. Односкатная крыша, ограниченная по бокам парапетом, таких конструктивных элементов не имеет. Роль карниза заключается в отведении основного количества дождевой и талой влаги. Если вода с козырька стекает прямо на грунт или отмостку, такой водосток называют нерегулируемым. Противоположный вариант, регулируемый водосток, имеет место при наличии водосточной системы, отводящей влагу в специально определенную зону или накопительную емкость. При устройстве регулируемого водоотвода карнизный выступ можно уменьшить до 300 мм.

Опорой для бокового свеса служат выходящие за наружную стену части стропильных ног. Если же длина стропил ограничивается мауэрлатным брусом, для закрепления карнизного свеса используют специальный элемент — кобылку, который продолжает линию стропил. Сам козырек в этом случае следует сделать из карнизной доски.

В последнее время при возведении индивидуального жилья строительные компании и частники боковые козырьки делают шириной всего в 100-200 мм, а свес со стороны фронтона не предусматривают. Заказчику такое решение преподносят как способ сэкономить строительные материалы и уменьшить вес стропильной системы. С этим можно согласиться, но лишь в том случае, если здание строится в регионе с относительно сухим климатом. На большей части территории Российской Федерации ввиду обилия осадков специалисты рекомендуют устраивать свесы со всех сторон (кроме объектов, для которых проектом предусмотрена односкатная крыша) и шириной не менее 300 мм.

Подшивка карнизных выступов

Карнизные свесы, которыми оснащается односкатная крыша, а также козырьки над франтоном, в силу особенностей своей конструкции в подшивке не нуждаются. Это утверждение можно отнести к карнизным системам, закрепленным на кобылках. Что касается боковых карнизных выступов двускатных крыш, опорами для которых служат выходящие за внешние очертания стен стропила, то для них подшивку следует устраивать в обязательном порядке. Причина — соответствующий высоте стропила зазор, образующийся между верхней поверхностью мауэрлата и кровельным пирогом. Через него в чердачное пространство могут попадать не только холод и сырость, но и животные (чаще всего кошки), птицы и насекомые. Кроме того, не имеющий подшивки карнизный свес на стропилах выглядит не очень красиво, что заметно даже при отдаленном наблюдении.

Подшивку кровельного козырька можно сделать с помощью таких материалов:

  • Шпунтованная доска

Для подшивки подкарнизного пространства можно использовать доску толщиной от 17 до 22 мм произвольной длины. Ширину доски подбирают так, чтобы между ней и стеной дома оставался зазор в несколько миллиметров, необходимый для вентиляции чердачного пространства. Наилучшим образом для подшивки карниза подходит древесина хвойных пород. Она богата смолой, обеспечивающей водоотталкивающий эффект. Как любой деревянный элемент, подшивочную доску следует подсушить до умеренной влажности. Сушка происходит естественным способом, при котором в древесине сохраняется почти вся смола.

шпунтованная древесина для свесов
На фото свес из шпунтованной доски

Перед тем как сделать подшивку карниза, подшивочную доску, вне зависимости от того, из какой древесины она сделана, обрабатывают гидроизоляционной пропиткой. С этой целью можно применять влагостойкую краску или специальный защитный лак.

Крепить деревянную подшивку следует при помощи гвоздей или саморезов, устанавливаемых с шагом в 1000 мм. Треугольное отверстие со стороны фронтона заделывают деталью соответствующей формы.

Для улучшения вентиляции подкровельного пространства в элементах подшивки карниза часто проделывают отверстия, не ограничиваясь только зазором между доской и стеной. При этом их оснащают защитной сеткой, препятствующей проникновению на чердак насекомых.

Существенным недостатком подшивки шпунтованной доской является необходимость постоянного ухода. С периодичностью в 3-5 лет доску следует заново обрабатывать пропитками и окрашивать.

  • Сталь оцинкованная

В этом варианте подшивку выполняют узкими длинными листами толщиной около 0,8 мм. Если листы требуемой ширины получали путем раскроя (уже после цинкования), края в местах разрезов необходимо окрасить водостойкой краской.

стальные оцинкованные свесы
На фото показана подшивка оцинкованной сталью

Листы оцинкованной стали раскраивают и размещают так, чтобы со стороны фронтона они образовали треугольные выступы, которые затем нужно будет подогнуть для зашивки подкарнизного пространства сбоку.

  • Алюминиевые листы

Несмотря на высокую стоимость, подшивка подкарнизного пространства алюминиевыми листами остается довольно популярным вариантом. Немаловажную роль в этом случае играет эстетический момент, но главное достоинство алюминиевой обшивки — абсолютная устойчивость к коррозионным процессам. Благодаря этому владелец дома полностью освобождается от каких-либо забот по уходу.

Выпускаемые для подшивки алюминиевые листы могут иметь ширину от 100 до 300 мм при толщине в 6 мм и длине до 6000 мм. Их края оснащаются замками-защелками для взаимного скрепления при монтаже.

алюминиевые листы для подшивки карниза
На фото показана алюминиевая обшивка свеса

Подшивка профнастилом

Этот универсальный материал для подшивки карнизного свеса подходит наилучшим образом. Это объясняется долговечностью профнастила, а также тем, что он совсем не нуждается в каком-либо уходе. Благодаря наличию профиля подшивка получается ровной и не провисает со временем, как в случае с оцинкованной сталью. Кроме того, профнастил выпускается в широкой цветовой гамме, причем его цвет из-за наличия защитного покрытия в течение всего срока службы остается ярким и насыщенным.

В качестве режущего инструмента при раскрое листов следует использовать ножовку или ножницы по металлу и ни в коем случае — болгарку с абразивным кругом. Последняя приводит к оплавлению и выгоранию защитного покрытия в зонах разреза и попадания окалины, что в дальнейшем становится причиной развития коррозии.

При складировании профнастила следует избегать непосредственного контакта листов друг с другом, для чего их прокладывают деревянными рейками или дощечками.

В качестве крепления при обшивке карниза профнастилом используют кровельные саморезы, снабженные резиновым уплотнителем-шайбой. Этот элемент препятствует повреждению полимерного покрытия профнастила головкой самореза при закручивании. При ввинчивании саморезов следует избегать чрезмерных усилий, которые привели бы к передавливанию резиновой прокладки: в этом случае она быстро рассохнется и придет в негодность.

Для закрытия треугольных отверстий со стороны фронтона тоже можно использовать профнастил, но в этом случае его не подгибают, как оцинкованную сталь, а выкраивают отдельную деталь, поскольку защитное покрытие из полимера при сгибе может разрушиться.

Софиты — подшивные панели

На сегодняшний день самым передовым способом наружной отделки зданий считается облицовка сайдингом. Софиты — это детали сайдинга, предназначенные для подшивки боковых свесов двускатных крыш. Панели софитов изготавливают из дерева, металла и полимеров (винил). В процессе производства им придают форму и профиль, соответствующий дизайну данной марки сайдинга, а поверхность окрашивают и покрывают защитными составами, нивелирующими воздействие атмосферных явлений и УФ-излучения.

Панели сайдинга, в том числе и софиты, оснащаются фиксаторами, обеспечивающими их герметичное соединение после установки на место. Помимо панелей, производитель предоставляет необходимые для крепления кронштейны, крепежные детали, направляющие профили и баллончики с краской на случай появления царапин на поверхности панелей вследствие неосторожного монтажа.

В зимний период для защиты боковых козырьков кровли и свесов со стороны фронтона от оледенения используют электроподогрев. Для этого вдоль карниза и водосточной системы укладывают резистивный кабель, подключенный через блок управления к домашней электросети. Такое решение позволяет предотвратить появление высоких нагрузок на козырьки, могущих привести к их разрушению.

Подробная инструкция по монтажу софитов представлена в данном видео: